Сказание о Явлении Честного Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая

В погосте Никольском Ростовского уезда

Издание церковного старосты крестьянина Василия Петровича Ехлакова 1874 г.

11 сентября 1667 г. боголюбивый окольничий московский князь Петр Лукич, узнав про чудотворный образ Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая отправился поклониться им в Ростовский уезд.
Добравшись до Никольского погоста, он вошел в церковь, где находилось Распятие Господне и стал расспрашивать о чудесах Животворящего Креста: каким образом он явился, в какое время, и кто был тому свидетелем. Иерей князю отвечал: « Я слышал от прежних иереев про чудеса, происходившие от Креста Господня, но это было в прежние времена по произволению Божию. С тех пор, по нашим грехам, свидетельств письменных тому не сохранилось. Святая Божия церковь Николы Чудотворца сгорела полностью, а вместе с ней церковные книги и книга о чудесах Распятия Господня».
Услышав это, опечалился Петр Лукич, но не отчаялся и еще раз стал расспрашивать священника про чудеса Животворящего Креста, которых жаждала знать душа его. Иерей же сказал: 'Вряд ли вы что - либо узнаете'. Услышав такой равнодушный ответ, вознегодовал князь: ' Как же вы священники служите в церкви, а радения не имеете и не сохраняете святые предания. Об этих чудесах я слышал от прадедов моих и многих священников. Они рассказывали мне, о том, как в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась, а вы своим забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете. Я, многогрешный, был назначен генералом по личному указу великого Государя и отправился со своим полком оберегать границы русские от государевых неприятелей. Два года находился я в тех землях со своим полком. А в моем полку были люди всяких чинов, и они мне рассказали, как приходили поклониться на Никольский погост Животворящему Кресту и о многих чудесах и исцелениях, исходящих от него.
После их рассказам, я дал себе обет приехать в Ростовский уезд и помолиться Животворящему Кресту и чудотворцу Николаю, как Государь освободит меня от службы. И вот я, многогрешный, вместе со своей княжною и домочадцами прошел долгий путь, претерпел в дороге множество трудностей, но добрался до образа Животворящего Креста Господня. И захотелось мне подробнее, из уст самого священника, услышать рассказ о чудном явлении, чудесах и исцелениях, исходящих от великой святыни. Скажи мне, иерей, хоть на память, что ты знаешь о чудесах? '
Не многое припомнил священник. Далее, восхвалив Бога и великого угодника Николая, он совершил молебное пение у Животворящего Креста Господня и остальных икон. Потом благословил князя на поиски свидетельств чудес Животворящего Креста и чудотворца Николая. Петр Лукич собрался в обратный путь, обещаясь в скором времени снова приехать ко образу Господню. Иерей же, проводив и благословив на прощание паломника, скорбел о словах, сказанных князем. Он вернулся в церковь, с кротостью помолился Кресту Господню и сразу отправился в Ростов.
Там, в монастыре Петра царевича, жил игумен Исайя, который мог рассказать о чудесах Животворящего Креста, так как он был рожден и воспитан в Никольском погосте, где когда-то жили его дед и отец. Испросив благословение у преподобного игумена, иерей сказал: 'Поведай мне, святой отец, откуда и как явился Животворящий Крест Господень в Никольском погосте?', - и рассказал просьбу князя, который специально приехал издалека, чтобы узнать о чудесах Животворящего Креста. Тогда преподобный отец отвечал: 'Я, многогрешный игумен, слышал о явлении Животворящего Креста от своего отца священносхимонаха Игнатия и священносхимонаха Варлаама, которым это повествование было передано от их родителей.
Давно неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но, когда поняли, что это Сила Божия явилась и показала им чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет.
Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию'. Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно не проходимые ни для человека, ни для скота. Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащобы густые. Наконец, они добрались до неизглаголанного света и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним - чудотворец Николай со святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте.
От страха пастухи надолго упали на землю, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их, и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия воззвал: 'Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою'.
Пастухи, вняв гласу Божию, возвратились на поле к своему стаду. Придя же домой, они поведали о явлении Креста Господня и чудотворца Николы односельчанам, рассказав все, как было, по порядку: и как воззвал голос от Распятия Господня, и как Он повелел поставить церковь Божию на том месте, где явился Крест, и про исцеления и чудеса, которые будут исходить от Распятия, и как они от страха и ужаса пали на землю, словно мертвые, на несколько часов.
Молва о том чудесном явлении, происшедшем с пастухами дошла до Ростова и епископ, узнав о чуде явления Животворящего Креста Господня, возблагодарил Бога. Православные стали просить епископа и весь священнический чин о строительстве церкви Господней и чудотворца Николая на том самом месте, на болоте, где было явление Животворящего Креста Господня и чудотворца Николы. Архиерей, дав благословенную грамоту, повелел создать церковь Божию во имя святителя и чудотворца Николая с приделом происхождения Животворящего Креста Господня.
По благословении архиерейском, зодчие решили на этом чудотворном месте заложить церковь, но не могли это сделать, потому, что место было непроходимое; и тогда заложили церковь рядом с болотом. В первый день они воздвигли три венца церкви. В конце дня, утомившись от трудов, мастера уснули недалеко от своего строительства. Проснувшись на следующее утро, они пришли на прежнее место, но начатой накануне постройки там не нашли. Мастера были удивлены. Вдруг они заметили над болотом, именно там, где было чудное явление пастухам, неизреченный свет. Они направились к этому свету и увидели основание церковное стоящее прямо на болоте, и посреди основания второй раз явился Животворящий Крест, и они услышали голос, исходящий от него: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». В ту же ночь образовался посреди болота поток, который вынес, всю болотную воду, с указанного места. И там образовался холм, на котором уже без трудностей, мастера смогли воздвигнуть храм Божий. А чудный образ Животворящего Креста, явленный дважды, остался стоять посреди церкви. И была людям великая радость, как и до сегодняшнего дня. Всем, приходящим с верою, он дает по молитвам чудесные исцеления. Божиим промыслом, пресвятой Крест явился на болоте так же чудесно, как и образ пресвятой Богородицы, пришедший из Иверского царства на святую гору Афонскую.
По окончании строительства святой церкви священники с приходскими людьми просили во граде Ростове у прежде помянутого епископа благословения на ее освящение. Архиерей, услышав о чудесном перенесении основания церкви, прибыл сам со священным собором к Распятию Господню. И припав на землю пред Крестом, со слезами воскликнул: «Какую Тебе, Владыко, принесу хвалу от недостойных своих уст и которыя воздам Ти молитвы, яко спободил мя еси недостойными устами пречистыя Твоя нозе любызати?!». Сотворив молебен, архиерей повелел звонить во все колокола и поставить чудный образ Креста Господня в новосозданной церкви одесную царских врат. И было совершено освящение Божией церкви.
После этого с великою радостью он вернулся в Ростов на свой престол, и не переставал прославлять чудеса Животворящего Креста и чудотворца Николу. По многим городам и весям пошла слава про чудеса Распятия Господня и исцеления.
С тех времен прежние священнослужители записывали в книгу чудеса, происходящие от Животворящего Креста и чудотворца Николы. И долго бы простояла та святая церковь первозданная, построенная из прочных дубовых бревен, но Божиим произволением, по нашим прегрешениям, случился пожар, и церковь полностью сгорела.
При пожаре священнослужители и миряне сначала бросились спасать святые иконы: успели вынести из огня все местные иконы. Но когда они вошли в святую церковь, чтобы забрать образ Животворящего Креста, то не смогли святое Распятие сдвинуть с места: не изволил Животворящий Крест Господень быть изъят из церкви. Едва сами смогли они спастись, выбежав из охваченной огнем церкви. Все святые книги и ризы церковные без остатка сгорели, и сгорела святая Божественная книга Животворящего Креста Господня со свидетельством чудес. Пожар охватил весь храм, поднялась сильная буря, и уже невозможно было отстоять от огня святую церковь. Люди, в бессилии, отступили от нее, издалека наблюдая за пожаром и молясь в сокрушении: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш! О Животворящий Кресте Господень! Мы согрешихом, беззаконнии рабы Твои; не изволил Ты нам, грешным рабом Твоим, пречистый образ Креста Твоего вынести. И ныне, Владыко Господи Боже наш, кого призовем в помощь нашу, и кто нас спасет и помилует, и кто нас избавит от всяких напастей и бед, и уже нам, грешным, пречистого образа лица Твоего не видати.» Долго стеная, молились люди с горькими слезами. С великой скорбью разошлись они по домам.
В скором времени, когда пожар затих, пришло на пепелище множество народа. Люди стали искать в пепле уцелевшие церковные вещи из железа и меди. Разгребая пепел, они увидели пречудесный Крест Господень совершенно невредимым - огонь его даже не коснулся. В радости все воскликнули: «О Пречестный и Животворящий Крест Господень! Которую мы хвалу, грешнии, принесем или которая благодарения или какия недостойнии воззовем песнословия пречистому имени Твоему! Аще нас сирых не оставил еси, но сподобил еси нас, грешных, пречистый образ Твой паки видети».
Священники же и служители этой церкви повелели звонить во все колокола, чтобы собрать весь народ возблагодарить Бога за такое чудо: «Господи, помилуй!» Иерей стал служить молебен. Было принесено множество больных, пришли люди, всякими скорбями одержимые. Повелел иерей написать имена всех скорбных, пришедших к пречистому образу Животворящего Креста. И подал всем Господь Бог исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. Иерей, освятил воду и поставил с подобающею честью Крест Господень в пречестном месте. Вскоре иерей вместе с приходскими людьми просил архиерея благословения на возведение новой церкви. Архиерей повелел соорудить храм на прежнем месте.
И когда построили и освятили новую церковь Николая чудотворца, то сначала внесли в нее пречудный образ святого Креста и поставили его одесную царских врат. Чудотворный образ Одигидрии святой Богородицы тоже поставили с правой стороны близ Царских врат, а чудный образ Николы святителя и чудотворца – по левую сторону. И от тех пречудных образов, всем, с верою приходящим, бывает великое просвещение и исцеление до сегодняшнего дня во славу единосущной и нераздельной Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Преподобный игумен Исайа, узнав от древних священников, это повествование, поведал его мне, а я, недостойный иерей, записал все в сию книгу. И поныне вопрошаю повсюду и ищу по своему недостоинству во святых церквях и древних свитках свидетельства. И если я, недостойный иерей, обрету в каких-либо описаниях свидетельства о чудесах, то все вписываю в книгу во славу и честь Животворящему Кресту и чудотворцу Николе, и в назидание всем православным, с верою приходящим, и на пользу их душам.

Прошло несколько веков после постройки на месте сгоревшего, нового храма Николая Угодника. Слава о чудесах и исцелениях от Животворящего Креста Господня, распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество людей постоянно стекалось к Честному Кресту в надежде получить исцеления от своих недугов и обрести помощь Божию. В 1917 году после октябрьской революции, храм Николы Чудотворца, как и многие святыни нашего Отечества, был разрушен коммунистами. Но Крест Господень чудесным образом уцелел и перенесен в храм Святителя Иоанна Златоустого, который расположен в нескольких километрах от места его явления. Новые власти всеми силами стремились вытравить из памяти народной удивительное предание о явлении чудотворного Распятия. И, действительно, на некоторое время о Животворящем Кресте забыли. Скорее, заставили забыть внешне - силой и жестокими репрессиями. Однако, даже само присутствие святыни, ставшей в глуши ярославского края заброшенной и не такой почитаемой, как в былые времена, не давало покоя богоборцам - они решили уничтожить Животворящий Крест. Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались сжечь святое Распятие на улице, прежде решив вынести его из храма. Но поднять Крест им не удалось. Он словно налился свинцом, как в былые времена, когда его пытались спасти от пожара, уничтожившего первую церковь Николая Угодника. Безбожники, сколько не прилагали сил, не смогли даже сдвинуть его с места. (Хотя в наши дни две хрупкие монахини легко могут поднять Животворящий Крест). Раздосадованные атеисты, так и не вразумленные чудесным явлением, происшедшим на их глазах, в бешенстве принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Господних. Так, ничего не добившись, богоборцы оставили святыню в покое. Однако, наблюдавший за всем происходившим атеист, был возмущен тем, что два сильных мужчины не могут распилить липовое Распятие. Выкрикнув в сердцах, что он верит не в Бога, а только в свои силы, которые никогда его не подводили, он схватил топор и в ярости ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал: он победил Силу Божию. Прошли годы, страсти улеглись. По рассказам односельчан, в 70-ых годах тот несчастный, который «победил» Крест, прожив нелегкую жизнь, умирает. И умирает от заражения крови, поразившего на ноге именно такой же мизинец, какой он отрубил 50 лет назад на образе распятого Христа.
Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. В 1997 году он стал подворьем Свято-Никольского Переяславского женского монастыря, что в Переяславле–Залесском. Удивительным образом Святой Чудотворец Николай снова вернулся оберегать святыню явления Креста Христова. Рядом с храмом, расположенным в селе Годеново, постоянно живут инокини вместе с девочками–воспитанницами из приюта, организованного монастырем. Насколько им хватает сил, терпения и любви они поддерживают в порядке внутреннее убранство храма и каждый день читают перед чудотворным Распятием акафист «Честному и Животворящему Кресту Господню». Сестры рассказывают, что те паломники, которые узнали о Кресте и сумели добраться до столь отдаленного места, получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных обстоятельствах и исцеление от самых разных болезней и недугов. Насельницы подворья неоднократно были свидетелями того, как сила Животворящего Креста исцеляла бесноватых, которых не всегда определишь с первого взгляда. Настолько велика Сила и Власть Господня, посланная людям через святое Распятие - спасающая, исцеляющая и милующая!
И на самом деле, неземная сила притяжения Животворящего Креста так явна, что оторваться от него трудно, так как почти физически ощущаешь, словно исходящие волны, ту благодать Божию, в которую погружаются все окружающие. Большинство людей, приблизившись к Распятию, чувствуют тонкое благоухание. Даже случается, что сомневающиеся паломники спрашивают у монахинь: «Не протираете ли вы Крест каким-нибудь парфюмом?» Странно и скорбно сестрам слышать подобные вопросы. В наши дни инокини продолжают прерванную временем традицию, собирая свидетельства чудесной помощи от образа распятого Спасителя.
Каждый год 11 июня в храме Иоанна Златоустого собирается множество народу со всех концов России. В этот день отмечается явление Животворящего Креста Господня, возникшего в небе 1423 году над Сахотским болотом, в глубинке, неподалеку от Ростова Великого. С особенным трепетом и благоговением проходит служба в храме, перед Чудотворным образом Господа, сотворенного нерукотворно и сохраненного в неприкосновенности по сегодняшний день для нас, грешных людей, ради нашего искупления, ради нашего спасения и исцеления, как духовного, так и телесного.